Статьи

Модификатор “Разделение рёбер” (Edge Split) в Blender 4.3

Модификатор “Разделение рёбер” (Edge Split) в Blender 4.3

Модификатор “Разделение рёбер” (Edge Split) в Blender 4.3 — это инструмент, который позволяет разделять рёбра модели, создавая резкие грани (острые края) на её поверхности. Это полезно для создания эффекта “затенения по фаскам” (sharp shading), когда нужно, чтобы определённые рёбра модели выглядели чётко и не сглаживались. Модификатор работает, дублируя вершины вдоль выбранных рёбер, что позволяет рендереру отображать их как отдельные грани.

Как работает модификатор “Разделение рёбер”:Модификатор "Разделение рёбер" (Edge Split) в Blender 4.3

Принцип работы:

Модификатор анализирует рёбра модели и разделяет их, создавая дубликаты вершин вдоль этих рёбер.

Это позволяет рендереру отображать разделённые рёбра как резкие грани, не сглаживая их.

Основные параметры:

Edge Angle (Угол рёбер):

Активирован, модификатор автоматически разделяет рёбра, угол между гранями которых превышает заданное значение.

Параметр Split Angle (Угол разделения) определяет, насколько острыми должны быть углы между гранями, чтобы рёбра были разделены.

Sharp Edges (Острые рёбра):

Если включено, модификатор разделяет рёбра, которые были помечены как “острые” вручную (например, через режим редактирования).

Как это выглядит на практике:

Например, у вас есть модель куба, и вы хотите, чтобы его рёбра выглядели резко, а не сглаженно.

Вы добавляете модификатор “Разделение рёбер” и включаете параметр Edge Angle.

Устанавливаете Split Angle на 30 градусов.

Теперь все рёбра куба, угол между гранями которых превышает 30 градусов, будут отображаться как резкие грани.

Дополнительные настройки:

Smooth Shading (Сглаженное затенение):

В активированном положении, модификатор сохраняет сглаженное затенение для остальных частей модели, не затронутых разделением.

UVs (UV-координаты):

В активированном положении, модификатор учитывает UV-развёртку при разделении рёбер, чтобы избежать искажений текстур.

Применение:

Создание резких граней на моделях (например, для механических объектов или зданий).

Улучшение визуального качества моделей, где требуется чёткое разделение граней.

Подготовка моделей для рендеринга, где сглаживание нежелательно.

Пример использования:

Создайте модель сферы и добавьте модификатор “Подразделение поверхности” (Subdivision Surface), чтобы сделать её более гладкой.

Добавьте модификатор “Разделение рёбер” и включите параметр Edge Angle.

Установите Split Angle на 30 градусов.

Теперь сфера будет выглядеть гладкой, но с резкими гранями в местах, где угол между гранями превышает 30 градусов.

Важные моменты:

Модификатор “Разделение рёбер” не разрушает исходную геометрию модели, пока вы не примените его (нажав кнопку Apply). Это позволяет экспериментировать с настройками.

Для более точного контроля над разделением рёбер можно вручную помечать рёбра как “острые” в режиме редактирования (выделите рёбра и нажмите Ctrl+E → Mark Sharp).

Модификатор часто используется в сочетании с другими модификаторами, например: “Подразделение поверхности”, чтобы сохранить резкие грани на сглаженных моделях.

Модификатор “Разделение рёбер” — это мощный инструмент для управления визуальным качеством моделей, позволяющий создавать резкие грани и улучшать детализацию без изменения топологии.

полезные ссылки:

  1. Блог по моделированию на Rutub – https://rutube.ru/channel/24865428/
  2. Статьи по 3д в blender – https://moi3d.ru/category/stati/
  3. Создание игр на Unreal Engine 5 – https://moi3d.ru/category/unreal-engine/
  4. Видео на моем ютуб канале – https://www.youtube.com/channel/UC1zF0x3uodmBOAJPFjXaD6g
  1. Маска – https://moi3d.ru/modifikator-maska-mask-v-blender-4-3/
  2. Разделение ребер – https://moi3d.ru/modifikator-razdelenie-ryober-edge-split-v-blender-4-3/
  3. Упрощение – https://moi3d.ru/modifikator-uproshhenie-decimate-v-blender-4-3/
  4. Сборка – https://moi3d.ru/modifikator-sborka-build-v-blender-4-3/
  5. Логический –https://moi3d.ru/modifikator-boolean-logicheskij-v-blender-4-3/
  6. Фаска – https://moi3d.ru/modifikator-bevel-faska-v-blender-4-3/
  7. Массив – https://moi3d.ru/modifikator-massiva-array-modifier-v-blender-4-3/